Школьная библиотека

110 лучших книг для детей и подростков: все самые важные новинки и переиздания
Школьная библиотека

Московская городская детская библиотека имени Аркадия Гайдара опубликовала одиннадцатый выпуск своего ежегодного каталога «100 лучших новых книг для детей и подростков». На этот раз подробный гид по самым интересным новинкам 2017 года.

Книги, которых в каталоге, правда, оказалось даже больше сотни, отбирали сотрудники библиотеки вместе с экспертами издательств «Самокат» и «Гранд-Фаир». Это самые интересные новинки, переиздания, нон-фикшн, комиксы, сборники стихов и серии. В каталоге все они разделены по жанрам и на тематические рубрики («Искусство», «Семья», «Такие разные сказки», «По стопам науки» и другие). Рядом с каждым произведением указан рекомендуемый возраст ребёнка. Мы разделили список на три возрастные категории и добавили ссылки на издательства и интернет-магазины с подробным описанием. Осталось только выбрать (и подсунуть ребёнку).

Школьная библиотека и детское чтение
Школьная библиотека

Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Литература играет огромную роль в социализации личности, она питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читающие дети  отличаются от тех, кто не любит читать в своем интеллектуальном развитии.

Как обстоит дело с детским и подростковым чтением в век Интернета? Читают ли наши дети? Как поощрять ребенка к чтению? Какую роль играют библиотеки, в первую очередь, школьные в формировании интересов к чтению? Этим вопросам и посвящёна эта страница.

10 фактов о пользе чтения
Расписание занятий

1. Чтение делает взгляд острее
Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье 
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
3. Чтение положительно влияет на окружающую среду 
Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.
4. Чтение научит вас общаться 
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.
5. Чтение помогает приятно проводить свободное время 
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь. 
6. Чтение дарует спокойствие 
Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.
7. Чтение выгодно для вашего кошелька 
Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.
8. Чтение помогает сконцентрироваться 
Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре 
Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.
10. Чтение полезно для родителей 
Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

(Штейман А. Страсть к чтению // Библиотека в школе. – 2009. - № 19. – С.32-34.)

Роль школьной библиотеки в поощрении детского чтения

Роль школьной библиотеки в поощрении детского чтенияСегодня школьная библиотека находится в особом положении и по отношению к самой школе, и по отношению к другим библиотекам. С одной стороны, будучи структурным подразделением образовательного учреждения, она ставит перед собой цели и задачи, направленные на решение целей и задач школы. Вместе с тем, она обладает уникальными возможностями влиять на детей и юношество, ибо в своей работе она не скована узкими рамками учебного процесса. Опыт показывает — если в библиотеке создана благоприятная обстановка, ребята сюда охотно заглядывают, а это первое условие, которое необходимо, чтобы оказывать на них положительное влияние. Школьная библиотека работает в тесном контакте с учителем, что само по себе очень важно.  Кроме того, школьная библиотека близко — ребенку не нужно специально идти или ехать на автобусе, чтобы попасть сюда. И это бесспорное преимущество.  Школьная библиотека имеет большие возможности оказывать влияние на формирование гуманитарной культуры подрастающего поколения с помощью различных форм и методов.

Сегодня подходы к работе и роли школьной библиотеки изменились. Ушли в прошлое времена, когда директор школы проверял, как работает учитель, прося библиотекаря выступить на педсовете с анализом чтения. Не «загоняют» сегодня старшеклассников на конференцию для «обсуждения» последнего выступления президента. План работы библиотеки не составляют сегодня по направлениям коммунистического воспитания. Это правильно. Надо учитывать и реалии времени, в котором мы живем, и психологию школьников. Они очень не любят лжи, навязывания, даже в детском возрасте. Правда, сегодня с других позиций рассматривается и содержание работы библиотеки. Одним из спорных становится и вопрос: нужна ли в библиотеке, особенно школьной, массовая работа? Раньше библиотеки, в значительной степени, вели ее с целью привлечения читателей.  Сегодня, когда их (читателей) и так достаточно, эта проблема, вроде бы, снимается. Наоборот, нагрузка библиотекарей сильно возросла, не только за счет увеличения посещений, но и за счет расширения круга деятельности.

Однако, мы все понимаем, что вопрос этот риторический. Школьная библиотека, имея одной из своих главных целей поощрение свободного чтения школьников, должна использовать все имеющие в ее арсенале возможности. Общение с читателями, или старые добрые массовые мероприятия, здесь играют не последнюю роль. Другое дело, что формы работы с детской книгой должны быть нестандартны, не формализованы, что надо применять интерактивные формы общения со школьниками. Необходимо учитывать несколько принципов при проведении мероприятий: а) учащиеся обязательно должны получить возможность узнать что-то новое для себя, получить информацию; б) они должны иметь возможность проявить себя, показать свои знания и умения; в) они должны быть обязательно вовлечены в процесс сотворчества - это одно из главных условий хорошего усвоения преподносимого материала; г) наконец, им должно быть интересно, не скучно - желательно применение игровых форм работы. (Мы с вами знаем, что даже взрослые с удовольствием играют.)

Конечно, проблем у школьных библиотекарей множество: нет достаточного комплектования, нет времени, ибо библиотекарей, как правило, мало, а работы очень много, частенько нет достаточно уютного и просторного помещения для школьной библиотеки. Однако поощрение свободного чтения с помощью различных форм массовой работы в школьной библиотеке должно оставаться одной из главных задач. Иначе лет через десять 100% наших учеников будут говорить, что они не любят и не хотят читать.